
Вопрос с выбором модели и бренда гитары – вопрос извечный.
Ситуация проста: деньги в кармане, тело – в магазине, гитары – на
прилавке…
Итак, передо мной отдел custom-shop одного из известных московских магазинов. Изначально выбор падает на Fender
(в применении универсален, звук узнаваем и читаем в музыкальном
полотне). Инструменты немного залапаны, если не сказать большего. В
данной ценовой категории они могли бы выглядеть и получше.
Начинается процесс выбора. Что-то отпадает сразу как не подходящее
по дизайну. Другие инструменты не нравятся по сустейну. Взгляд падает
на гитару custom работы Шишкова. Все бы хорошо, только сделана она под
60-е годы с использованием аутентичных технологий. Что такое
аутентичные технологии и что с этим делать – продавец пытается
объяснить не очень внятно: что "цена для такого класса инструмента
адекватная", и стоить она будет дороже через пару лет – "ибо
разыграется" (об этом позже).
Один нюанс – в звуке гитары присутствует постоянный нойз. Шумит, как
вертолет, и на вопрос: "как такой инструмент можно в студии записывать
и куда девать наводки?", – следует путаное объяснение по поводу синглов
и хамбакеров, и по поводу моего полного непонимания вопроса (хамбакеры,
кстати, действительно дают меньше наводок, чем синглы, и для дисторшна
это очень даже привлекательно).
Проблема была в том, что нойз на данной модели гитары шел даже на
чистом звуке, а ценовая категория увеличивала требования, предъявляемые
к инструменту. Рядом скромненько висел белый Fender Jeff Beck,
цена была ровно в три раза ниже (что-то порядка 65000 руб.), а качество
приблизительно того же уровня, об этом позже. Как ни странно, продавать
ее не хотели, обосновывая тем, что директор отдела присмотрел этот
инструмент для себя и т.д. и т.п., но в конечном итоге домой я вернулся
не один…
Звук
Итак о главном: инструмент универсальный, синглы сделаны
таким образом, что по свойствам близки к хамбакерам, не фонят. Звук
достаточно смузовый, нет хрипящего рокнрольного мяса, зато очень
джазовые верха. При этом по качеству – достаточно плотный и читаемый.
Если все хорошо отстроить, можно "выжать" из инструмента сустейн
очень близкий к "фирме". Я очень часто использую чистый звук, и струны
над грифом приподняты чуть выше обычного (критерий – на чистом звуке
струны не бьют о лады до последнего лада) – это заметно увеличивает
динамический потенциал инструмента, хотя, чтобы играть при данной
отстройке, требуется некоторая адаптация.
Ниже даются два звуковых примера. Оба аудио были записаны с использованием данной модели.
Занимаемое место в ряду "старших собратьев"
Что отличает данный инструмент от братьев последующей ценовой
категории? – немного не дотягивают басы в отношении красивого тембра.
Нет в них настоящего блюзового "мяса". Здесь уместно сказать пару слов
о "разыгрывании" инструментов (особенно гитар) с годами. Так ли это в
действительности?
И да и нет. Из многолетнего личного общения с мастерами,
изготавливающими музыкальные инструменты (скрипки, классические гитары,
также реставраторами старинных инструментов) картина сложилась
следующая.
Изначально очень важна древесина, из которой изготовлен инструмент. Что такое разыгрывание
инструмента? При изготовлении гитары с резонаторной коробкой
(классическая гитара, или полуакустика), корпус имеет сложное строение,
с множеством мелких внутренних деталей – это всевозможные пружины,
толщины дек, балансировка. Весь фокус в том, что когда на только что
изготовленный инструмент натягиваются струны, на всю конструкцию дается
нагрузка, которой не было в момент изготовления гитары. Таким образом
возникают некоторые напряжения внутри конструкции. Выражаясь
профессиональным языком, происходит так называемая "динамика
перераспределения напряжений". Чтобы они равномерно распределились по
всему корпусу и резонирующая конструкция стала монолитным резонатором,
требуется некоторое время – этот процесс и называется "разыгрывание"
инструмента.
Гитара должна получить нагрузку. Чем она постояннее используется, чем интенсивнее происходит обучение на гитаре,
тем этот процесс протекает быстрее. Лучшие итальянские и испанские
мастера этот момент учитывали заранее. То есть они выстраивали
инструмент таким образом, что в конструкции гитары заранее
учитывалась последующая нагрузка. При этом оставлялся небольшой запас
прочности в самой конструкции, для дальнейшего развития инструмента с
учетом последующей деформации.
Поэтому, когда речь идет об инструментах без резонаторной коробки, например Fender Jeff Beck,
процесса разыгрывания как такового не происходит. Здесь важна
изначальная балансировка инструмента и качество древесины, из которой
он изготовлен. Небольшие улучшения с годами происходят из-за
естественного процесса старения древесины, а не от того, играли на
инструменте или нет. Нет резонаторной коробки, – а следовательно, нет
напряжений в конструкции, которые должны быть распределены с течением
времени.
|